Оценка состояния корпуса судов и кораблей

sudaКорпус судна – первичная основа его живучести. Поэтому оценка его состояния – регламентируемая операция, которую время от времени должно проходить каждое плавающее средство.

Дефектация

Оценка состояния корпуса судна или корабля называется дефектацией. Это – многотрудная операция, обусловленная размерами объекта, сложностью доступа к подводной части и обрастанием.

Впечатляет даже объем работ дефектации корпуса судна в сухом доке

Полная дефектация должна выполняться в сухом доке, где корпус очищают от всего постороннего, в том числе  — от остатков старой краски и других слоев. Поступление судна в док используется не только для дефектации корпуса, но и для всех необходимых обследований и работ:

  1. Визуальный осмотр корпуса в сопоставлении с его конструкцией
  2. Более тщательная визуальная и инструментальная проверка качества обшивки корпуса и его несущих конструкций
  3. При необходимости – демонтаж фрагментов обшивки.
    Операции с корпусом судна проводят в комплексе с другими видами контроля  с внутренней стороны. Это дает возможность получить более точную информацию, в том числе – о необходимости дополнительных обследований. Эти операции выполняют в трех форматах:
  • Осмотр
  • Контроль
  • Испытания.

Сочетания всех методов и приемов оценки качества корпуса обеспечивают полную и достоверную картину, важную для эксплуатации таких дорогостоящих средств водного транспорта.

Обнаружение основных дефектов корпуса судна

Основные дефекты корпуса судна обусловлены коррозией и действием нагрузок. Вот некоторые из них:

Отклонения от требуемой геометрии корпуса
Повреждения от коррозии
Повреждения от нагрузок
Дефекты от аварийного механического воздействия (столкновений).
Обнаружение таких отклонения и дефектов выполняются наиболее пригодными методами. Предполагается, что исполнитель дефектации, обладает всей необходимой аппаратурой или заказывает некоторые операции контроля  привлеченным профильным специалистам. В составе дефектации выполняется дефектоскопия – цикл инструментальных операций контроля состояния и обнаружения дефектов.

Для современных судов проведение дефектации облегчается наличием проектной и исполнительной документации, в том числе – рекомендаций строителя судна.

В дефектоскопии задействованы все основные группы аппаратуры:

Рентгеновская
Ультразвуковая
Тепловизионная
Магнитно-резонансная и другие.
Ни одно обследование корпусов судов и кораблей не обходится без простого, наглядного и точного капиллярного метода, прежде всего в его традиционном и старинном варианте – в виде керосиновой пробы.

Ремонт корпуса судна

На основании дефектации принимаются проектные решения о составе ремонта. Методы ремонта корпуса традиционны:

Рихтовка обшивки и остова
Замена листов обшивки
Выполнение сварных швов и заклепочных соединений.
Все работы по корпусу  увязываются с другими операциями, а это  — способ применить рациональные технологии и интенсифицировать ремонт. Очередность и содержание операций должны  определяться проектом.  К примеру, демонтаж фрагментов обшивки корпуса можно использовать для облегчения доступа к внутренним объемам судна.

Одна из финальных стадий ремонта корпуса – проверка качества ремонтных работ. Этой проверке подлежат сварные швы и заклепочные соединения, а также – герметичность корпуса.