Почерк – это зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которых лежит письменно-двигательный навык. Из положений теории идентификации известно, что для установления тождества объекта необходимо, чтобы почерк обладал свойствами отображаемости, индивидуальности и относительной устойчивости.
В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык. Под навыком психология понимает систему регуляторных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека, и позволяющую устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письму. Навыками, необходимыми ему в дальнейшем для усвоения навыков письма, ребенок овладевает еще до поступления в школу. Формирование сознательных целенаправленных движений у ребенка во многом зависит от условий выполнения графических упражнений, отношения родителей и воспитателей дошкольных учреждений к таким занятиям детей.
При обучении письму в школе у ребенка, в зависимости от целей и задач упражнений, вырабатываются три навыка: технический, графический и орфографический. После овладения навыками письма, когда в процессе обучения внимание ребенка сосредотачивалось непосредственно на написании и связи букв и их элементов, ученик начинает овладевать скорописным письмом, когда основное внимание учащегося сосредотачивается на смысле текста. Этот этап продолжительный. На этом этапе также формируется орфографический навык.
Индивидуальность письменно-двигательного навыка человека (почерка) выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи. Формирование почерка завершается к 25-30 годам.
Обстоятельства, влияющие на формирование индивидуального письменно-двигательного навыка, можно разделить на два вида: субъективные, обусловленные анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями человека, и объективные.
Учитывая многообразие факторов, влияющих на формирование письменно-двигательного навыка конкретного человека, можно говорить об уникальности почерка.
Различают следующие задачи, связанные с исследованием почерка:
- идентификация исполнителя рукописного текста по почерку;
- идентификационные исследования цифрового письма;
- исследование текстов малого объема и кратких записей;
- идентификационные исследования подписей;
- исследование подписей, выполненных под влиянием сбивающих факторов;
- исследование копий рукописных объектов;
- исследование текстов, выполненных с переменой привычной пишущей руки;
- использование текстов, выполненных с подражанием печатным шрифтам;
- исследования по установлению пола исполнителя рукописного текста;
- диагностика необычного выполнения рукописей, не связанного с намерением изменения подписей;
- исследование текстов, выполненных намеренно измененным скорописным почерком;
- исследование множественных рукописных объектов.
Наши специалисты обладают опытом выполнения как идентификационных, так и диагностических задач почерковедческих экспертиз.